Ученая литература
спасает людей от невежества,
а изоляция от грубости и пошлости. Николай Чернышевский

Русская литература 3/3 XIX в.

 Здесь представлены требования к экзамену, учебное пособие по курсу, обязательный список литературы для чтения, перечень экзаменационных вопросов

Требования к экзамену

Требования к экзамену / зачёту

Сдавать экзамен можно только в ходе сессии и двух официальных пересдач (в конце сессии и в начале следующего семестра). Если не уложились в сроки, следующая пересдача - в следующую сессию. Для Вас будет сделано исключение только при наличии медицинской справки на день вашего экзамена и обе официальные пересдачи.

В ходе сессии можно приходить с любой группой, курсом, факультетом без получения у меня разрешения. Информация об экзаменах и пересдачах есть на этом сайте в разделе расписание.

Художественные произведения XIX века знакомы по школьной программе, но мы будем их рассматривать на новом уровне сложности.

Однако главным критерием получения высокой оценки будет прочтение самих произведений. На "хорошо" будет достаточно подтвердить знание текста (не по пересказу или экранизации). Но и наоборот, без прочтения произведения, указанного в экзаменационном билете, "4" и "5" получить нельзя. "Отлично" требует знания текста и владения интерпретационными кодами, способности анализировать и обобщать. Для получения "удовлетворительно" нужно прочитать не меньше трети списка литературы (не менее четырех романов).

Малая проза засчитывается "комплектами". Вся драматургия Чехова (в списке литературы) приравнена одному роману. Так же со всей указанной прозой Чехова. Весь Лесков (в списке) будет зачтён за один роман. Гаршин и Короленко считаются за эту условную единицу совместно.

Вернуться к началу

Учебное пособие А.А. Казакова по курсу

Обязательный список литературы для чтения

Достоевский Ф.М. Бедные люди. Преступление и наказание. Идиот. Бесы/Подросток (на выбор). Братья Карамазовы.

Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. Война и мир. Анна Каренина.

Лесков. Н.С. Запечатленный ангел. Очарованный странник. Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе.

Гаршин В.М. Четыре дня. Трус. Художники. Происшествие. Attalea Princeps. Красный цветок.

Короленко В.Г. Чудная. Сон Макара. Соколинец. Огоньки. Лес шумит. Слепой музыкант. Река играет. Мгновенье. Парадокс. Сказание о Флоре.

 

Чехов А.П. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Хамелеон. Маска. Злоумышленник. Унтер Пришибеев. Счастье. Горе. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Палата №6. Учитель словесности. Чёрный монах. Дом с мезонином. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Ионыч. Душечка. Дама с собачкой. В овраге. Невеста. Архиерей. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишнёвый сад.

Скачать файлом

Вернуться к началу

Перечень экзаменационных вопросов

1.      Личность и мировоззрение Ф.М. Достоевского.

2.       «Бедные люди». Своеобразие раннего творчества Ф.М. Достоевского.

3.      «Преступление и наказание». Идеи и образы.

4.       Поэтика «Преступления и наказания».

5.       Реальный и символико-философский план романа «Идиот». Проблема положительно прекрасного человека.

6.       Жанрово-стилевые особенности романа «Идиот».

7.       «Бесы» и «Подросток» – «отцы и дети» 1870-х.

8.      Дмитрий, Иван и Алёша Карамазовы: pro и contra.

9.       «Братья Карамазовы» как роман-синтез. Своеобразие поэтики.

10.   М.М. Бахтин о художественном новаторстве Ф.М. Достоевского. Полифония. Карнавализация.

11.  Личность Толстого. Пафос жизнестроения.

12.   Психологические открытия Л.Н. Толстого. Чернышевский о Толстом.

13.   Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Ребёнок в контексте творческой философии Толстого.

14.  «Мысль народная» в «Войне и мире». Эпическая составляющая в жанре произведения. Философия истории.

15.   Пьер Безухов и Андрей Болконский. Идея пути, проблема авторского идеала.

16.   «Мысль семейная» в «Анне Карениной» Толстого.

17.   Проблемы композиции и характерологии в «Анне Карениной».

18.  Концепция героя в произведениях Лескова. Специфика народности.

19.   Жанрово-стилевое своеобразие творчества Н.С. Лескова.

20.   Эстетика и жанрово-стилевое своеобразие художественной прозы В.М. Гаршина.

21.   Проблема мирового зла в творчестве В.М. Гаршина.

22.   Личность и мировоззрение В.Г. Короленко. Деятельный идеализм в произведениях писателя.

23.   Поэтика рассказов и повестей В.Г. Короленко.

24.   Феномен личности А.П. Чехова. Периодизация творческого пути.

25.   Ранние рассказы Чехова. Художественное своеобразие.

26.   «Степь» и «Скучная история» А.П. Чехова как переломные произведения.

27.   Послесахалинское творчество А.П. Чехова. «Дуэль». «Палата №6».

28.   Жанрово-стилевое своеобразие зрелой прозы А.П. Чехова. «Маленькая трилогия». Синтез анекдота и притчи в «Даме с собачкой».

29.   Драматургия А.П. Чехова. Обновление сценического искусства.

 

30.  Человек и мир в драматургии А.П. Чехова.

Скачать файлом

Вернуться к началу

akaz75@mail.ru национальный исследовательский Томский Государственный Университет
Яндекс.Метрика