Ученая литература
спасает людей от невежества,
а изоляция от грубости и пошлости. Николай Чернышевский

Культурология

Темы творческих работ по культурологии и требования к ним

Требуется сообщение реферативного типа (т.е. с конспективным изложением чужих мыслей в собственной логике докладчика – в виде цитат или обобщающего пересказа). Объем: 5 стр., 12 кегль, 1,5 интервала.

От вас не требуется эссе с вашим представлением о выбранной теме (например, если по теме «М.М. Бахтин. Гротесковое слово» вы бы по каким-то источникам составили свой взгляд на этот феномен). Нужно умение системно обобщить чужую концепцию.

Цитаты должны быть оформлены как положено, и вообще должно быть понятно, где мысли исходного автора, а где ваши обобщения и элементы связки.

 

Если предмет идёт экзаменом, то на оценку «Отлично» и «Хорошо» кроме основной работы разбираемого философа культуры должна быть найдена и привлечена еще хотя бы 1 работа непосредственно по этой книге или 2 работы вообще по этой теме (не меньше 1 цитаты из каждой дополнительной работы).

 

 

Для зачёта или «Удовлетворительно» это требование можно не выполнять.

 

Скачать  в Ms Word

 

Кант Иммануил. Критика способности суждения.

1)      Способность суждения как посредник между миром свободы и природы.

2)      Прекрасное как субъективно всеобщее.

3)      Формальная целесообразность прекрасного.

4)      Прекрасное и интерес.

5)      Специфика возвышенного.

6)      Идеал.

7)      Искусство и природа. Роль гения.

 

Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике.

8)      Сущность искусства (искусство как область свободы духа).

9)      Символическая стадия искусства

10)  Классическая стадия искусства

11)  Романтическая стадия искусства (живопись)

12)  Романтическая стадия искусства (музыка)

13)  Романтическая стадия искусства (поэзия)

 

Фрейд З. Об искусстве: Сб. ст.

14)  Сюжеты искусства с точки зрения психоанализа

15)  Остроумие, юмор и бессознательное

16)  Художник и фантазирование

 

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности

17)   Человек как главное содержание и главный формообразующий принцип искусства.

18)  Принцип завершения как сущность эстетической деятельности.

19)  Пространственное целое.

20)  Временное целое.

21)  Смысловое целое: исповедь-самоотчёт.

22)  Смысловое целое: биография.

23)  Смысловое целое: характер и тип.

 

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса

24)  Карнавальная культура и культура нормативная.

25)  Эстетика завершённости и эстетика незавершенности.

26)  Образный язык гротеска.

27)  Гротесковое тело.

28)  Гротесковое слово.

 

 

Дополнительные темы

 Скачать файл

Ф. Ницше. Рождение трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм.

1) Аполлоническое

2) Дионисийское

3) Трагедийное и рациональное

 

О. Шпенглер. Закат Европы

4) Аполлоническое

5) Фаустовское

 

Й. Хёзинга. Homo ludens

6) Культуросозидающие функции игры

7) Игра и искусство

8) Игра и соперничество

 

Лотман Ю.М. Культура и взрыв

9) Прогресс и взрыв. Прерывное и непрерывное

10) Мышление и сумасшествие

11) Внутреннее и внешнее

 

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров

12) Текст как смыслопорождающее устройство

akaz75@mail.ru национальный исследовательский Томский Государственный Университет
Яндекс.Метрика