Ученая литература
спасает людей от невежества,
а изоляция от грубости и пошлости. Николай Чернышевский

Зарубежная литература XX в. (первая половина)

 Здесь представлены требования к экзамену, задания к практическим занятиям, обязательный список литературы для чтения, перечень экзаменационных вопросов, учебная программа по курсу.

Требования к экзамену / зачёту

Сдавать экзамен можно только в ходе сессии и двух официальных пересдач (в конце сессии и в начале следующего семестра). Если не уложились в сроки, следующая пересдача - в следующую сессию. Для Вас будет сделано исключение только при наличии медицинской справки на день вашего экзамена и обе официальные пересдачи.

В ходе сессии можно приходить с любой группой, курсом, факультетом без получения у меня разрешения. Информация об экзаменах и пересдачах есть на этом сайте в разделе расписание.

Художественные произведения XX века сложны и непривычны для читателя, воспитанного на классической литераатуре. Мы будем рассматривать их на соответствующем уровне сложности, стараясь не потерять их герменевтического своеобразия.

Но главным критерием получения высокой оценки будет прочтение самих произведений. На "хорошо" будет достаточно подтвердить знание текста (не по пересказу или экранизации). Но и наоборот, без прочтения произведения, указанного в экзаменационном билете, "4" и "5" получить нельзя. "Отлично" требует знания текста и владения интепретационными кодами, способности анализировать и обобщать. Для получения "удовлетворительно" нужно прочитать не меньше трети списка литературы.

Вернуться к началу

Темы и планы практических занятий

Скачать файлом

Вернуться к началу

Обязательный список литературы для чтения

Манифесты Ф.Т. Маринетти, К. Эшмида, А. Бретона и др. (в кн.: Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров з-евр. лит. XX века. – М., 1986)

Г. Майринк (Мейринк) «Голем».

Г. Аполлинер «Новый дух и поэты». Лирика

А. Бретон «Магнитные поля». Лирика.

Л. Арагон. Лирика 20-30-х гг.

П. Элюар. Лирика 20-30-х гг.

М. Пруст. «В поисках утраченного времени» (1-й том, «По направлению к Свану»).

Ф. Кафка. «Процесс», «Замок» (один из романов на выбор). Новеллы («Превращение», «В исправительной колонии», «Приговор», «Первое горе», «Голодарь», «Певица Жозефина, или Мышиный народ», «Исследования одной собаки», «Нора» и др. – три новеллы на выбор).

Дж. Джойс. «Улисс».

Т.С. Элиот. Лирика. Поэмы «Бесплодная земля», «Полые люди», «Пепельная среда», «Четыре квартета». Критические эссе «Традиция и индивидуальный талант» (в кн.: Называть вещи своими именами и Т.С. Элиот. Назначение поэзии. М., 1997), «Что такое классик?» (Т.С. Элиот. Назначение поэзии Или: Вопросы литературы. 1988, № 8.).

Г. Гессе «Игра в бисер» или Т. Манн «Доктор Фаустус» (на выбор).

У. Фолкнер. «Шум и ярость».

Э. Хемингуэй. «И восходит солнце» («Фиеста»), «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол» (один из романов на выбор).

Дж. Оруэлл. «1984» или О. Хаксли. «О, дивный новый мир!» (на выбор).

А. Сент-Экзюпери. «Планета людей», «Маленький принц».

 

Б. Брехт. «Трёхгрошовая опера».

Скачать файлом

Вернуться к началу

Перечень экзаменационных вопросов

1.      Периодизация и основные тенденции в литературе первой половины XX века.

2.       Основные направления в художественном авангарде первой половины XX века.

3.       Сюрреализм. Основные принципы. Концепция сверхреального у А. Бретона.

4.       Поэзия А. Бретона, П. Элюара и Л. Арагона 20-30-х гг. Место каждого из названных поэтов в контексте сюрреализма.

5.       «В поисках утраченного времени» М. Пруста и традиции психологизма XIX века. Жанровая структура «романа утраченных иллюзий».

6.       «В поисках утраченного времени» М. Пруста. Поэтика. Роман потока сознания.

7.       Экзистенциальный проект в «Поисках» М. Пруста. Понимание. Творчество. Время.

8.       Мироощущение экспрессионизма и особенности эпохи.

9.       Эстетика экспрессионизма. «Голем» Г. Майринка.

10.   Особенности мировоззрения и эстетики Ф. Кафки.

11.   Структура героя и мира в прозе Ф. Кафки. Поэтика сновидения.

12.   Жанровое своеобразие прозы Ф. Кафки. Специфика притчевости. Структура романного (прозаического) мира и его трансформация в произведениях Кафки.

13.  Своеобразие героя и принципы его изображения в романе Дж. Джойса «Улисс».

14.   Техника художественного творчества в «Улиссе» Дж. Джойса.

15.   «Улисс» Дж. Джойса как роман-миф. Ключевые притчевые ситуации.

16.   Поэзия и критика Т.С. Элиота. Своеобразие творческой позиции. Неотрадиционализм как мировое явление.

17.   Творческая эволюция Т.С. Элиота. От «Бесплодной земли» к поздним произведениям Элиота.

18.  Духовный кризис в ХХ веке и пути выхода (по романам «Игра в бисер» Г. Гессе и «Доктор Фаустус» Т. Манна – на выбор).

19.  Традиция и обновление в духовном творчестве человека (по романам «Игра в бисер» Г. Гессе и «Доктор Фаустус» Т. Манна – на выбор).

20.   Концепция «эпического» театра Б. Брехта и её воплощение в «Трёхгрошовой опере».

21.  Гуманизм творчества А. Сент-Экзюпери. Особенности поэтики его произведений.

22.  Почва и трагедия в творчестве У. Фолкнера.

23.   Поэтика романа У. Фолкнера «Шум и ярость».

24.   Роман-антиутопия в XX веке. «1984» Дж. Оруэлла и «О, дивный новый мир!» О. Хаксли.

25.   Э. Хемингуэй и литература «потерянного поколения».

 

26.   Поэтика романов Э. Хемингуэя.

Скачать файлом

Вернуться к началу

Программа курса

Программа содержит приведенные выше списки, а также конспект лекционных тем

Скачать файлом

Вернуться к началу

akaz75@mail.ru национальный исследовательский Томский Государственный Университет
Яндекс.Метрика