Ученая литература
спасает людей от невежества,
а изоляция от грубости и пошлости. Николай Чернышевский

Зарубежная литература XX в.

Требования к экзамену / зачёту

Сдавать экзамен можно только в ходе сессии и двух официальных пересдач (в конце сессии и в начале следующего семестра). Если не уложились в сроки, следующая пересдача - в следующую сессию. Для Вас будет сделано исключение только при наличии медицинской справки на день вашего экзамена и обе официальные пересдачи.

В ходе сессии можно приходить с любой группой, курсом, факультетом без получения у меня разрешения. Информация об экзаменах и пересдачах есть на этом сайте в разделе расписание.

Художественные произведения XIX века знакомы по школьной программе, но мы будем их рассматривать на новом уровне сложности.

Однако главным критерием получения высокой оценки будет прочтение самих произведений. На "хорошо" будет достаточно подтвердить знание текста (не по пересказу или экранизации). Но и наоборот, без прочтения произведения, указанного в экзаменационном билете, "4" и "5" получить нельзя. "Отлично" требует знания текста и владения интерпретационными кодами, способности анализировать и обобщать. Для получения "удовлетворительно" нужно прочитать не меньше трети списка литературы (не менее четырех романов).

 

Список литературы скачать

 

Список текстов для чтения:

Манифесты Ф.Т. Маринетти, К. Эшмида, А. Бретона и др. (в кн.: Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров з-евр. лит. XX века. – М., 1986)

Г. Майринк (Мейринк) «Голем».

Г. Аполлинер «Новый дух и поэты». Лирика

А. Бретон «Магнитные поля». Лирика.

М. Пруст. «В поисках утраченного времени» (1-й том, «По направлению к Свану»).

Ф. Кафка. «Процесс», «Замок» (один из романов на выбор). Новеллы («Превращение», «В исправительной колонии», «Приговор», «Первое горе», «Голодарь», «Певица Жозефина, или Мышиный народ», «Исследования одной собаки», «Нора» и др. – три новеллы на выбор).

Дж. Джойс. «Улисс».

Т.С. Элиот. Лирика. Поэмы «Бесплодная земля», «Полые люди», «Пепельная среда», «Четыре квартета». Критические эссе «Традиция и индивидуальный талант» (в кн.: Называть вещи своими именами и Т.С. Элиот. Назначение поэзии. М., 1997), «Что такое классик?» (Т.С. Элиот. Назначение поэзии Или: Вопросы литературы. 1988, № 8.).

Г. Гессе «Игра в бисер».

Э. Хемингуэй. «И восходит солнце» («Фиеста»), «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол» (один из романов на выбор).

Ж.-П. Сартр. Тошнота

Г. Г. Маркес. Сто лет одиночества.

У. Эко. Имя розы.

Дж. Барнс. История мира в 10-ти с половиной главах.

Учебник А.А. Казакова по этому курсу скачать

Экзаменационные вопросы

 

1.      Периодизация и основные тенденции в литературе XX века.

2.      Основные направления в художественном авангарде первой половины XX века.

3.      Сюрреализм. Основные принципы. Концепция сверхреального у А. Бретона.

4.      «В поисках утраченного времени» М. Пруста и традиции психологизма XIX века. Жанровая структура «романа утраченных иллюзий».

5.      «В поисках утраченного времени» М. Пруста. Поэтика. Роман потока сознания.

6.      Экзистенциальный проект в «Поисках» М. Пруста. Понимание. Творчество. Время.

7.      Мироощущение экспрессионизма и особенности эпохи.

8.      Эстетика экспрессионизма. «Голем» Г. Майринка.

9.      Особенности мировоззрения и эстетики Ф. Кафки.

10.  Структура героя и мира в прозе Ф. Кафки. Поэтика сновидения.

11.  Жанровое своеобразие прозы Ф. Кафки. Специфика притчевости. Структура романного (прозаического) мира и его трансформация в произведениях Кафки.

12.  Своеобразие героя и принципы его изображения в романе Дж. Джойса «Улисс».

13.  Техника художественного творчества в «Улиссе» Дж. Джойса.

14.  «Улисс» Дж. Джойса как роман-миф. Ключевые притчевые ситуации.

15.  Поэзия и критика Т.С. Элиота. Своеобразие творческой позиции. Неотрадиционализм как мировое явление.

16.  Творческая эволюция Т.С. Элиота. От «Бесплодной земли» к поздним произведениям Элиота.

17.  Духовный кризис в ХХ веке и пути выхода (по роману «Игра в бисер» Г. Гессе).

18.  Традиция и обновление в духовном творчестве человека (по роману «Игра в бисер» Г. Гессе).

19.  Э. Хемингуэй и литература «потерянного поколения».

20.  Поэтика романов Э. Хемингуэя.

21.  Реальность и человек в творчестве Ж.-П. Сартра.

22.  Эстетика и поэтика экзистенциализма в «Тошноте» Сартра.

23.  Колумбийский (латиноамериканский) сюжет в романе Г. Маркеса «Сто лет одиночества».

24.  Эстетика магического реализма в романе Г. Маркеса «Сто лет одиночества».

25.  Семиотика реальности в «Имени розы» У. Эко.

26.  Современное и средневековое в «Имени розы» У. Эко.

27.  Эстетика постмодернизма в романе Дж. Барнса «История мира в 10-ти с половиной главах».

28.  Концепция человека и истории в романе Дж. Барнса «История мира в 10-ти с половиной главах».

akaz75@mail.ru национальный исследовательский Томский Государственный Университет
Яндекс.Метрика